Светлая неделя после Пасхи 2019. Приметы и суеверия

Приметы

После Пасхи у православных наступила Светлая неделя (Светлая Седмица), радостное время, когда верующие продолжают друг друга поздравлять и радоваться тому, что Иисус Христос воскрес.

Неделя после Пасхи традиционно знаменательна ежедневными богослужениями (служится пасхальная литургия с крестным ходом), возложением плащаницы на престоле, колокольным звоном в церквях и храмах.

Православные продолжают праздновать: молодежь отправляется на гулянья, устраивает игры на свежем воздухе, все радуются жизни, развлекаются и балуют себя вкусными угощениями.

В первую неделю после Пасхи церковнослужители рекомендуют заниматься благодеяниями, помогать ближним и нуждающимся.
Пасхальная неделя также называется Светлой, Славной, Великой, Радостной, Красной, Великоденской и длится до Красной горки, в течение этой недели было принято, чтобы священнослужители, а также прихожане ходили по домам с крестом и иконами, традиционно служили пасхальные молебны.

Народные приметы на неделю после Пасхи должен знать каждый фото

Что такое светлая седмица?

Светлая седмица — первая неделя после Пасхи особо выделяется в христианской религии. Всю неделю принято приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». Тем самым мы исповедуем воскресение Господне. Так же в это время принято обмениваться красными яйцами, как символом новой жизни.

В переводе с еврейского «Пасха» — избавление. В день Пасхи совершается переход от смерти к нетленной жизни. Спаситель своим воскресением открыл верующим врата рая и подарил надежду.

Народные приметы на неделю после Пасхи должен знать каждый фото

Народные приметы на неделю после Пасхи

Во время Светлой Пасхальной недели христиане продолжают радоваться воскресению Сына Божьего и его победе над смертью. Согласно примете, кто будет плакать в этот период, тот весь год в слезах проведет.

Понедельник и вторник традиционно называют купальными днями. Чтобы избавиться от болезней и сохранить на долгие годы молодость и красоту, необходимо встать до восхода Солнца и с ног до головы облиться водой.

Светлую среду по-другому называли градовым днем. Запрещались любые сельскохозяйственные работы, чтобы урожай градом не побило.

Светлый четверг — день поминовения усопших. Одна из примет гласит, что в это время души покойных спускаются на землю и навещают своих родственников. Чтобы призвать покойного, необходимо посетить кладбище и оставить на его могиле кулич или крашенку. Если на могилу сядет птица, значит, усопший услышал вас.

В пятницу верующие отправлялись в храм и освящали воду, а по возвращении домой все члены семьи умывались ею и просили Божью Матерь о защите от болезней и недугов.

В Светлую субботу священнослужители угощали прихожан церкви освященным квасным хлебом — Артосом. Существует мнение, что, попробовав даже кусочек этого хлеба, можно избавиться от любых болезней.

Исходя из народных примет, Светлое воскресенье — наиболее благоприятный день для свадьбы. Браки, заключенные в этот день, будут вечными, а семейная жизнь супругов счастливой.

Народные приметы на неделю после Пасхи должен знать каждый фото

Неделя после Пасхи: что категорически нельзя делать

Поскольку праздник Пасхи — торжество жизни над смертью, поэтому всю Пасхальную неделю нужно радоваться, а не скорбеть за умершими. Также в эти дни не проводят панихиды. Зато крестить детей можно. Также считается, что рожденный во время пасхальной недели младенец, будет наделен богатырским здоровьем, удачей и многого добьется в жизни. На Светлой неделе не принято проводить обряд венчания. Зато можно устраивать смотрины невест, ходить на танцы, веселиться и радоваться жизни.

Источник:https://pronedra.ru/narodnyie-primetyi-na-nedelyu-posle-pashi-dolzhen-znat-kazhdyiy-226989.html

Светлая неделя после Пасхи. Приметы и суеверия

После Святой Пасхи наступает Светлая седмица. На этой неделе православные христиане ходят, друг к другу в гости и дарят крашеные яйца и куличи. В течение недели при звоне колоколов иногда совершают крестные ходы вокруг церкви, при этом носят крест Христов. Таким образом, православные радуются победе Спасителя над смертью и адом.

Каждый день пасхальной недели именуют Светлым.

Понедельник и вторник раньше называли купальными. В эти дни всех, кто проспал утреню, обливали водой.

Среду именовали градовой — в этот день запрещалось работать, чтобы будущий урожай не побило градом.

В четверг поминали ушедших родственников.

Пятница отличается тем, что в это время православные особенно почитают Пресвятую Богородицу. В пятничном богослужении, кроме стихир и тропарей, поют песнопения, посвященные иконе Богоматери «Живописный Источник». По завершении службы освящают воду.

Субботний день именуется святой Артос, священники преломляют и раздают прихожанам освящённый хлеб «Артос» с изображением креста.

Воскресенье — Красная горка. По старым поверьям, это идеальное время для заключения брака, поэтому на Красную горку играли множество свадеб. Также седьмой день светлой седмицы именую антипасхой или Фомино воскресенье (в память о чуде уверения Фомы). Антипасха означает «противоположный Пасхе» — что не есть противопоставление, а обращение к минувшему празднику, его повторение.

На протяжении всей пасхальной недели Царские врата в храмах не закрывают. В народе считают, что в это время распахнуты врата в рай, и каждый умерший во время светлой седмицы попадает прямо к Господнему Престолу.

Первая неделя после Пасхи — Пасхальная, Светлая, Проводная неделя. Приметы

• Продолжается Великий праздник. Всю Светлую неделю пасхальный стол остается накрытым, хозяева угощают всех, кто приходит в дом. Наибольшим уважением пользуются больные, нищие, убогие.

Светлая неделя после Пасхи. Приметы и суеверия

Особый запрет налагался на любую физическую работу на этой неделе, нельзя было ткать, вязать, забивать колья в землю, возиться с навозом и т. п. Посевы в Святую неделю не бывают хорошими, поэтому лучше всего их не начинать.

• Чтобы не страдать в жаркую погоду, на этой неделе нельзя было пить много воды.

• В среду, называемую в народе Градовой, или Сухой, не работали, обходили поля с громничной свечой. Такие действия предохраняли поля и огороды рачительных хозяев от града в летнее время.

• Также в этот день категорически запрещалось дотрагиваться до семян, приготовленных для весеннего сева.

• В четверг на Пасхальной неделе почитали умерших предков. В народе этот день называли Навской Пасхой, Пасхой мертвых. Готовили праздничную еду, красили яйца и отправлялись на кладбище, чтобы навести порядок на могилах. У ворот кладбища обязательно произносили пасхальное приветствие: «Христос воскресе!», затем на могилах родственников молились, оставляли пасхальные (неосвященные) яйца и другие угощения, раздавали милостыню нищим.

• В некоторых местностях в этот день варили столько белых яиц, сколько в семье умерло детей. Съесть яйца надо было на открытом месте, «пакачаушы па траве», чтобы дети с небес видели и благословляли семью, которая их не забыла.

Вторая неделя после Пасхи — Фомина, Проводная неделя. Приметы

• В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, «гушкалiся на арэлях» — качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.

• Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что на завтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.

• В этот день разрешалось работать в саду и огороде — обрезать сучья, сажать и пересаживать деревья: «Святая Радаунiца-садоунiца! Сады садзiць i палiць».

• Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В народе считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.

• Вторник на этой неделе — один из главных дней в цикле поминовения предков — Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности допущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

• Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: «На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць». Утром хозяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуальных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца (одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминальной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища.

• В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих родственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. Потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.

• Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:

— белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоронена девушка;

 белый фартук на крест на могиле женщины;

— белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоронен мужчина или молодой человек.

• Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.

• Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов:

— блюдце;

— чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;

— пасхальное неосвященное яйцо;

— что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы);

— домашнее печенье, одну конфету;

— неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня — ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!).

• После этого все «хрыстосавалiся з памершымi» — хозяйка брала пасхальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.

• Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присутствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), принесенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) «старейшина» отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял (те самые «слезы» на дне рюмки). Чарку снова доливали и передавали следующему из присутствующих по старшинству. Тот и последующие участники обряда снова и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне водку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне «слеза») была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.

• Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупилась, то не обходилось без голошений и слез.

• Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у порога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет «трогать» землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходится на позднюю весну). Это может обернуться продолжительной летней засухой и как следствие — неурожаем, а также повлечь за собой смерть кого-либо из близких родственников, поэтому сначала следовало навести порядок на могилах своих предков — заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйственных работ.

• Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.

• Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород — всегда будете с урожаем.

• На родительский день можно увидеть вещий сон «от родителей» или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

«Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Источник http://dengi-i-udacha.ru/primety/895-svetlaja-nedelja-posle-pashi-primety-i-sueverija.html


Пасха – один из главных христианских праздников. С давних времён пасхальная неделя (Светлая седмица или Красная неделя) считалась особенным периодом, во время которого было принято радоваться и уделять внимание духовной жизни. Что можно, а что нельзя делать в эти дни?

В Пасху люди снимали ограничения на еду. Но предаваться разгульям также запрещалось – во время Светлой седмицы нужно было обращаться мыслями к Богу, творить добрые дела и поминать усопших.

пасхальная неделя

В каждом регионе существовали свои пасхальные приметы и обычаи. Наши предки внимательно относились к событиям, происходящим в Пасху. Хотя многие из примет уже забыты, некоторые из них сохранились до наших дней.

  • Родившегося в Пасху ждёт особенная судьба. Считалось, что люди, появившиеся на свет в этот праздник, отмечены Богом. Их жизнь пройдёт под «счастливой звездой» и будет наполнена славой и почётом.
  • Пасхальные яйца и куличи способны исцелять болезни. Правда, лечебной силой обладают лишь продукты, освящённые в церкви.
  • Церковь запрещает играть свадьбы во время Великого поста и в первые шесть дней пасхальной недели. Зато браки, заключённые в следующее воскресенье после Пасхи, считаются самыми прочными и счастливыми.
  • После освещения куличей люди спешили по домам. Народная примета гласит – того, кто первым доберётся до дома, ждёт богатый урожай.
  • В среду на Светлой седмице запрещалось работать. Если человек в этот день брался за работу, то летом его урожай мог погибнуть от непогоды. Также в пасхальную неделю не следует заниматься физическим трудом, вязать и ткать.
  • Умерший естественной смертью в этот день попадает в рай.
  • Скорлупу от праздничных яиц не выбрасывали, а измельчали и смешивали с зерном, предназначенным для посевов. Люди верили, что такие зёрна дадут богатые всходы.
  • Другая примета о пасхальных яйцах гласит, что если погладить освящённым яйцом домашнюю скотину, то животные будут защищены от любых болезней.
  • Если в праздничную неделю покачаться на качелях, душа очистится от накопившихся грехов.
  • После Пасхи принято давать подаяние нищим. Доброе дело, сделанное на Светлую седмицу, очищает от грехов и возвышает душу.

Приметы о погоде

Многие пасхальные приметы были связаны с погодой. Так, тёплая и солнечная Светлая седмица обещала жаркое лето и обильный урожай, а вот холод сулил засуху. Люди верили, что если в праздник кошка по земле катается, то будет сильный ветер. Хорошей приметой считались дожди и сильные морозы – они говорили о том, что год будет урожайным. А если праздничное утро было туманным, то можно ждать потепления – вскоре весна вступит в свои права и принесёт солнечные дни.

Пасхальные традиции

В пасхальную неделю было принято распахивать двери своего дома и угощать всех желающих. Храмы в праздничный период тоже всегда были открыты.

На Пасху устраивались народные гулянья. Сидеть в тишине было не принято – чем больше шума, тем сильнее пугается нечистая сила. Во многих деревнях по домам ходили волочёбники – мужчины, исполнявшие весёлые песни.

Особым днём считался девятый день после Пасхи, имевший название «Пасха мёртвых». В этот день было приняло поминать усопших, но грустить и придаваться скорби запрещалось. Следовало вспоминать о счастливых моментах и радостных событиях, происходивших с покойным родственником при жизни.

Всем христианам на Светлую седмицу полагалось прощать старые обиды и мириться с врагами. Чем радостнее пройдёт праздничная неделя, тем счастливее будет весь следующий год. А вот уныние считалось неуважением к великому празднику, и за хмурое настроение человек мог быть наказан неблагополучным годом.

Источник:https://bulavochki.ru/10-narodnyh-primet-dlja-pashalnoj-nedeli/

Оцените статью