Семик 13 июня 2019 году перед Троицей, что за праздник

Народный праздник Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи, за 3 дня до Троицы. В 2019 году он выпадает на 13 июня. Другое название – Русалчин Велик день – праздник получил за то, что в это время совершались ритуалы прощания с весной – Похороны русалок.

История

Праздник представляет собой незримую грань между весной и летом. До христианства Семик считался одним из главных дней в году. К его празднованию готовились заранее. После прихода православного христианства праздник не перестали отмечать. Ведь главным было не столько встретить лето, сколько помянуть умерших, к которым на Руси во все времена относились с особым трепетом и почтением.

«Заложные покойники», которых поминают в этот день – это те, кто умер не своей смертью: закончил земной путь внезапно или от руки убийцы. К ним относят утопленников, висельников, самоубийц, некрещеных, пьяниц, нераскаявшихся грешников, ведьм и колдунов. Они не могут найти упокоение и продолжают ходить по земле. Считается, что именно эти застрявшие между мирами души становятся слугами нечистой силы и обладают демоническими силами.

Сам термин «заложный» происходит от обряда захоронения «нечистых» покойников. Часто их хоронили лицом вниз и закладывали тело ветками и камнями. Существует также версия, что это слово образовалось от положения застрявшей души, которая блуждает по земле как заложник и не может ничего с этим поделать.

Традиции и обряды

В этот народный праздник подросших девочек принимают в компании девушек, проводят обряд кумления (женские посиделки, выбор задушевных подруг) и учат гаданиям на суженого.

Много внимания уделяется березе как символу неисчерпаемого источника жизненных сил. Вокруг нее люди водят хороводы, проводят обряды на плодородие и хороший урожай, завивают на ней венок, который через три дня расплетают. Девушки наряжают березы лентами, платками, бусами и венками из полевых цветов.

После обеда празднование переходит на погост. Люди украшают могилы предков веточками березы и устраивают поминальное угощенье. В этот день (в некоторых областях перед праздником) в первую очередь поминают души «заложных» покойников, затем родственников.

Семик – единственный день в году, когда можно заказать панихиду по «заложному» покойнику, которого церковь по каким-либо причинам отказалась отпевать при погребении.

Приметы

Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.

Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника.

Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.

Источник:https://my-calend.ru/holidays/semik

День Святой Троицы отмечают в воскресенье, на пятидесятый день после празднования Пасхи. Именно поэтому в народе он называется Пятидесятницей. Дата Троицы в 2019 году — 16 июня.

В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников:

  • Семик — который отмечается в четверг накануне Троицы (в 2019 году — 13 июня),
  • Троицкая родительская суббота —  (15  июня в 2019 году),
  • Троицкое воскресенье (16 июня в 2019 году)
  • Духов день (17 июня в 2019 году) — понедельник после Троицы.

Семик в 2019 году — 13 июня

semik 2019

Семик — народный славянский праздник, который отмечается в  четверг перед праздником Троицы, на седьмой неделе после Пасхи, почему он и получил свое название.

Семик считался женским праздником и отмечали его в основном молодые незамужние девицы. В этот день они шли в безлюдное место (например, в лес) и проводили там всевозможные магические обряды. Преобладали, конечно же, ритуалы, направленные на привлечение любви и женихов.

К примеру, существовало такое поверье. Если завязать на ветке березы красную ленточку и прошептать особый заговор, то в скором времени девушка встретит свою вторую половинку. А слова такие:

«Узелок завяжу, женишка позову, на четыре стороны глас свой разнесу. Женишок, ко мне приди, поскорей меня найди, под венец подведи, всю жизнь меня люби. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Троицкая родительская суббота в 2019 году — 15 июня

roditel skie subboti 2019 3

На родительскую субботу и по сей день принято посещать могилки умерших родственников и друзей. С собой обязательно приносят поминальное угощение, которое оставляется на могилке, чтобы душа близкого человека тоже могла отпраздновать праздник Святой Троицы.

В этот день родные почившего молятся за упокой его души. Возле могилы нужно зажечь две церковные свечи (их можно поставить в стеклянную банку, чтобы ветер не задувал пламя), рядышком положить фотографию покойного и, крестясь, произнести вслух 3 раза заговор:

«Пресвятая Богородица, приюти душу раба(ы) Божьего(ей) (имя почившего), заступись за нее перед Всевышним, напои светом святого рая, избавь от мук и казней ада, даруй душе (имя почившего) спокойствие. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Затем нужно дождаться, когда свечи догорят, после чего огарки оставить на могилке. А фотографию отнести обратно домой.

Троица в 2019 году — 16 июня

troica 2019 1

Троица (Пятидесятница) празднуется в 50-й день после Пасхи,16 июня в 2019 году.

Троица — очень красивый праздник. Дома и храмы в этот день украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

На Руси день Святой Троицы всегда праздновался с проведением множества обрядов и заговоров.

Обряд кумования на Троицу

Одним из ритуалов на Троицу был обряд кумования. Для него необходимо было завить вершины двух небольших березок, буквально переплести их друг с другом. После этого молодые люди парами должны были проходить под ними в обнимку и целоваться — покумоваться.

Затем девушки срывали с березок ветки, плели венки, надевали их себе на голову и направлялись к реке. За ними следовали парни, только не вместе, а скрытно, приглядываясь и выбирая себе пару на вечер, а может, и на всю жизнь.

Памятный венок, как того требовал обряд, хранился у невесты до свадьбы. После нее его сразу расплетали, чтобы новобрачных уже никто не мог разлучить.

Троицкий костер

На Троицу возле дома нужно обязательно развести небольшой костер. Он также важен, как и купальский, хотя обладает немного другими свойствами.

Троицкий костер способен избавить человека отлюбых переживаний, будь то расставание или потеря близкого человека. Для этого достаточно встать возле огня, подставить ему ладони, будто бы согревая их, и сказать 3 раза:

«Пусть из тела моего, из ног, из живота, из головы, из сердца через ладони уйдут мои страдания, тревоги, переживания переживания, пусть в огне сгорят, расплавятся. Да будет так!»

Хороводы на Троицу

Хороводы на Руси всегда считались обрядовым действием, имеющим магический смысл. Считается, что троицкий хоровод может исполнить любое желание, даже самое, казалось бы, неосуществимое.

Для этого несколько человек (минимум трое) должны взяться за руки и по часовой стрелке вести хоровод, приговаривая:

«По кругу солнца иду, о желании говорю, в небеса отсылаю, исполнения ожидаю».

А человек, загадывающий желание, должен стоять в центре хоровода и своими словами проговаривать его.

Каравай на Троицу

В праздник Троицы сутра пораньше хозяйка обязательно должна испечь ржаной каравай.

Когда каравай будет готов, его нельзя сразу же есть. На некоторое время выпечку нужно положить в красный угол, начитав на нее 3 раза молитву «Отче наш».

По поверьям,троицкий каравай изгоняет из человека нечистую силу, делает его более добрым и рассудительным.

Скатерть любви

По традиции на Троицу устраивали праздничный обед, на который приглашали соседей и родственников. Стол непременно застилали скатертью. После обеда скатерть не стирали, а клали ее на ночь под кровать супругов. Этот обряд, как считается, помогает укрепить любовь и взаимопонимание между мужем и женой. После стирки скатертью не пользовались до следующей Троицы.

 Духов день 2019 — 17 июня

duhov den 2019 1

В первый понедельник после Троицы отмечается Духов день, или День Святого Духа. Церковь в этот день прославляет Святого Духа, который поддерживает существование Вселенной и посылает на людей благодать.

Что нельзя делать

В этот день с особым почтением наши предки относились к своей кормилице — матушке-земле. Считалось, что в этот день она именинница, поэтому, тревожить ее нельзя.

В Духов день категорически запрещалось:

  • пахать,
  • копать землю,
  • боронить,
  • сажать овощи,
  • втыкать колья.

Обряд на богатый урожай

В некоторых регионах даже существовал обычай кормить матушку-землю. Для этого замужние женщины уходили в поле, там устраивали трапезу, время от времени с песнями разнося по полю кусочки принесенных блюд. Старшая женщина «кормила земельку»: клала кусочек еды под верхний слой почвы или на землю, приговаривая: «Земля-именинница, дай нам урожай».

Обряд на поиск кладов

Считалось, что в этот день земля открывает свои тайны и можно узнать, где закопаны клады. Для этого нужно всего лишь выйти на рассвете на улицу, найти безлюдное место, чтобы не отвлекали посторонние шумы, приложить ухо к земле и тогда услышишь точное местонахождение сокровища.

Обряд для здоровья

В Духов день заряжались силой земли. Такой обряд можно легко повторить и сегодня. Для этого надо походить по земле босиком 5-7 минут, приговаривая:

«Болезни из ступней выйдут, в землю войдут.
Забери, мать-земля, мои болезни, 
Избавь меня от мучений и страданий. 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Обряд на богатство

К Духову дню также было приурочено много обрядов. К примеру, существовал такой ритуал, который помогал привлечь в дом достаток. В этот день нужно горбушку хлеба раскрошить голубям (символизирующим самого Святого Духа). Когда птицы будут лакомиться угощением, нужно приговаривать:

«Как крошек не счесть, так и денег у меня не счесть, не пересчитать. Именно».

Духов день, как и Троицкая суббота, считался в деревнях днем, когда необходимо помянуть умерших на чужбине без покаяния и отпевания, а также самоубийц, опойцев, утопленников, которых церковь не разрешала хоронить на кладбище. Панихида, отслуженная по ним в церкви, поминальная свеча, доброе слово дадут бесприютным душам хотя бы временный покой.

Несмотря на святость праздника, Духов день считался днем тяжелым и опасным. Наши предки были уверены, что в это время нечистая сила особенно активна. Чтобы защититься от проделок потусторонних жителей, на пороге входной двери нужно начертить мелом линию, приговаривая молитву «Отче наш». Считается, что через нее не сможет переступить ни один бес, ни одна ведьма.

Источник:http://vedmochka.net/народные-праздники/троица-2019-обряды-и-традиции-троицкой-недели.html

Русский Семик — народный праздник, обряды, обычаи

Семик — Зеленые святки — открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Другие его названия: Русалии, Велик четверг, Троица умерших, Тюльпа (Сибирь), Сёмуха (Белоруссия), Русалчин Велик день, Мавский Велик день, Навская Троица, Рипей (Азов).

Семик — народный праздник, представляющий собой остаток глубокой языческой древности

Седьмая неделя после Пасхи, завершаемая праздниками Троицы и Духова дня со второй половины 12 в. упоминается в летописях (Киевск.) как «Русальная неделя». Еще ее называют Семицкой неделей, Зеленой, Клечальной.

Древние обряды Семика (Зеленых святок),  изначально направленные на приветствие первой зелени и начала летних полевых работ, в течение нескольких веков постепенно переносились на Троицу.

Как у нас в году три праздника: 
Первый праздник — семик честный, 
Другой праздник — Троицын день, 
А третий праздник — купальница.

С четверга седьмой недели после Пасхи (в 2017 году он выпадает на 1 июня), суеверный народ выполнением некоторых обрядов в старину справлял так называемый «Семик». От сложившихся в суеверном народе понятий, что с четверга означенной недели выходят из воды русалки, живут на суше, бегают по ржам и щекочут попавшихся им девушек, Семик называется «Русальной» неделей.

К. Е. Маковский — Русалки

Отправление Семика, несомненно, имеет основой языческое воззрение людей на природу и представляет … бренные остатки языческого культа, как это отчасти доказывается аналогичными обычаями древнего дохристианского мира и свидетельствами историков, описывавших быт народа. К обрядам Русальной семицкой недели относятся следующие обычаи:

Задушные поминки

Это — поминовение усопших на могилах. Этот обычай введен при распространении христианства в России, именно для противодействия языческим обрядам. Св. церковь хотела противоположить языческому Семику христолюбивое погребение странников, чувственному веселью — мысль о смерти. Но народ наш, относясь с искренним усердием к новому обычаю, тут же по привычке впадал в старое, чувственное.

Поминки не кладбище. 1865 г. Корзухин А.И.

В старину родственники усопших разбивали красные яйца, призывая при этом обряде русалок, которым оставляли в жертву часть блинов, приносимых для поминовения, или же приносили на кладбище вино, которое, по окончании поминовения, выливали на могилы с пением обрядовых песен.

Наблюдавший этот обычай диакон Лев Калойский находит его происхождение у языческих народов, и, характеризуя состояние Руси, говорит: «русские, следуя языческим обрядам греков, совершали жертвы и возлияния в честь усопших».

Вместе с этим, в старину делали поминовение убогих на убогих домах, или божедомках, скудельниках¹, жальниках. В такие дома свозились покойники, люди или несчастно умершие, удавленники, утопленники, или найденные в окрестностях. Для них зажиточные рыли могилы, давали саваны и хоронили на свой счет и даже, по примеру язычников, нанимали «жальников», плакальщиц.

Против таких языческих обрядов в царствование Иоанна Грозного Стоглавый соборговорил: «в Троицкую субботу… по селам и погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробам с великим кричанием, и егда учнут скоморохи и гудцы и прегудницы играючи, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати, и в ладоши бити и песни сатанинския пети».

В виду такого развращения нравов, Стоглавым собором было предписано священникам, чтобы они по всем городам и селам своими поучениями и наставлениями отклоняли своих духовных детей от языческих обрядов.

Семик. Лубок

Но так как тогда свет культуры едва заметно пробивался в Русь и был ею враждебно изгоняем, а сами священники того времени (по свидетельству Стоглава) были неученые, «грамоте мало умели», учились у своих отцов или у своих мастеров, а больше и учиться было негде, и потому не были способны рассеять мрак суеверия, то прежние понятия, суеверные обычаи и грубость прорвались и в следующие поколения, и, точно могучей волной, охватили народ устарелым мраком языческих обрядностей.

Остатки прежнего «жалинья» и вытья можно видеть в причитаниях, отправляемых на могилах деревенскими женщинами с воплем нараспев. Такого рода причитания собраны в сборнике г. Барсова, где есть причитания вдовы по умершему мужу, дочери по отцу, по родному брату, по убитому громом-молнией, плачь о старосте, писаре, об отце духовном.

Завивание венков

Обряд завивания венков с древних времен известен во всей России. Обряд этот совершался не только по деревням, но и по городам и даже в столицах, как например в Москве. В конце 18 века в Семик вся Москва представляла зрелище разгульного народного праздника. Почти в каждом дворе, в виде кущи, обставлялся березками стол с яичницей и драченой.

А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

Везде раздавались семицкие песни, по улицам толпы народа в венках из полевых цветов и березовых ветвей носили березку, украшенную лентами и разноцветными лоскутьями. Поселяне в Семик (Зеленые святки) идут в ближайший лес, поют обрядовые песни, завивают венки, срубают молодое березовое дерево, одевают его в пестрое женское платье и с торжеством приносят его в село.

Ткаченко Николай Иванович (1866-1920) Накануне Троицы. 1903 г.

Дерево это, называющееся в нашем народе гостейкою, до Троицына дня оставляют в доме, избранном с общего согласия. В пятницу и субботу перед Троицей навещают гостейку, и при этом повторяют семицкие обрядовые песни, а на самый Троицын день выносят ее к реке и бросают в воду с гаданием: потонет венок или нет?

При этом наблюдают: на одном ли он месте остановится, или поплывет в сторону? Чей венок плывет впереди и чей остается позади? И по этим признакам делают то или другое заключение. Подруги бросают свои венки вместе.

Бывали примеры, говорит Сахаров, что матери не отдавали своих дочерей за тех женихов, у которых семицкие венки тонут в воде, думая, что такие суженые скоро умирают или спиваются с круга. Ленты, которыми перевязывались венки, бабушками сохранялись всю жизнь, а при браке этими лентами у новобрачных связывали венчальные свечи.

Молодежь, отправляясь в лес, или рощу, пела: «Благослови Троица, Богородица! Нам в лес пойти, нам венки завивать. Ай, Дидо, ой Ладо! Мы цветов нарвем и венков навьем. Ай, Дидо, ой Ладо!»

Покумимся, кума, Покумимся!
Нам с тобой не браниться, Вечно дружиться.

 

Проводы русалок

От языческих народов, благоговевших к воде и создавших верование, что реки (русла их) населены различными существами, и что водою заведует особое божество, речные нимфы. У русских, бывших прежде язычниками, удержалось понятие о речных существах под именем «русалок», русоволосых девицах, господствующих в реках.

Вследствие веры в существование русалок, в прежние времена русские приносили жертвы рекам, болотам и колодцам, где предполагалось их пребывание. Теперь же по народному поверью, в течение дней, начиная от Семика до Петрова дня, т. е. в лучшую часть года, когда все цветет, русалки будто бы странствуют на берегах рек в близлежащих лесах и рощах, качаются на ветвях дерев, или разматывают пряжу, похищенную у тех поселянок, которые ложатся спать без молитвы.

Иван Крамской. Русалки.

По народному поверью эти русалки обладают вечной красотой, и входят в любовь с некоторыми мужчинами, поэтому суеверные опасаются Троицкой субботы, когда русалки, бегая по ржам, хлопают в ладоши и распевают: «бух! бух! соломяный дух! мене маты породила, не хрещену положила».

… в четверток перед Троицыным днем, который Россияне именуют Семиком, празднуют еще и поныне молодые деревенские девки с песнями и венками стихотворческим образом древней Славянской богине любви Ладе и сыну ее Диду, поелику, как сказывают, сие празднество и в языческие времена в сей же самый день отправляемо было.Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям.

В эту субботу, по понятию суеверов, будто бы русалки, защекотав мужчин, уносят их в свои жилища, где они оживают и делаются их мужьями. Окруженные невообразимой роскошью, они начинают там новую жизнь, непонятную для живущих на земле, но бывают ограничены только желанием хоть на мгновение оставить водяное царство.

В виду такой опасности, трусливые мужчины накануне Троицкой субботы запасаются разными травами для предохранения себя от обаяния русалок, чтобы не сделаться жителями водяного царства. Некоторые думают, что русалки это души младенцев, умерших без крещения. Другие уверяют, что каждая утопленница может обратиться в русалку, если покойница похожа была на нее при жизни.

Но большинство крестьян считает их нечистыми духами или просто дьявольским наваждением. В некоторых местах в Троицкую субботу делают проводы русалок. С вечера поселяне собираются на полях и поют песни. С наступлением же ночи они бегают по полям с помелами, машут ими по воздуху и кричат: «догоняй! догоняй!»

Только после этого считают безопасным купание в реке, а до прогнания русалок купание в реках признается опасным, ибо тогда купаются сами русалки и всякого неосторожного защекочивают до смерти.

Из сделанного краткого очерка семицкого праздника достаточно объясняется его настоящий смысл. Существенные принадлежности этого праздника составляют: рощи, леса, ветки, березки и др., которые указывают на языческий характер этого народного праздника.

Суходольский Петр Троицын день. 1884

Леса, рощи или дубравы искони служили у нас священными местами, под покровами их совершались заветные таинственные обряды языческого богослужения. Среди деревьев заветных рощ некоторые пользовались в народе особенным уважением, почитались за священные.

К числу этих деревьев относятся: белая береза и липа, которые постоянно упоминаются в семицких обрядовых песнях и играют главную роль в самих обрядах празднества.

Употребление на этом празднике венков из березовых ветвей также указывает на религиозное чествование березы и на языческий богослужебный обряд, совершавшийся в этот праздник.

Таким образом, семицкое празднество с его обрядами представляет остаток грубых древнеязыческих верований и богослужения наших предков-язычников. В нем почти без всякой перемены сохранились те формы, в каких празднество это совершалось у нас в языческую старину.

источник:http://tradiciay.ru/narodnye-prazdniki/semik-zelenye-svyatki.html

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Семик 13 июня 2019 году перед Троицей, что за праздник