Праздник Вознесения господня — 40 -й день после Пасхи

Приметы

Праздник Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после Пасхи, — один из важнейших переходящих праздников. Символическое его значение состоит в данном Господом обещании спасения и вечной жизни всем праведникам. Посвящённый одному из самых значимых событий в евангельской истории, особый и по богослужению, и по символике, праздник Вознесения всегда собирает в храмах многих верующих. Он наполняет души надеждой на спасение и дарит утешение скорбящим: как Христос, завершив своё земное служение, воссоединился с Отцом Небесным, так и для каждого христианина всегда открыто Царствие Небесное.

 

Истоки и особенности праздника Вознесения

Двунадесятые праздники, к которым принадлежит и Вознесение, занимают непосредственно за Пасхой высшие ступени иерархической лестницы церковного календаря. Посвящённый одному из ключевых событий евангельской истории, праздник Вознесения связан с Пасхой не только догматически: он и отсчитывается от Пасхи, перемещаясь вместе с ней в пространстве мирского календаря. Отмечается Вознесение не в определённую дату, а на 40-й день после Пасхи, и всегда бывает в четверг шестой недели после Светлого Воскресенья.

Святое Евангелие объясняет, почему день Вознесения привязан к главному христианскому празднику. После своего Воскресения Иисус ещё 39 дней являлся апостолам, укрепляя их веру, разъясняя сущность христианского учения, чтобы они могли проповедовать Слово Божие всем народам. На сороковой день, собрав учеников на Масличной горе близ Иерусалима, Господь дал им благословение своё и во плоти вознёсся на небеса.

Первоначально это событие отмечалось не как самостоятельный праздник. Оно было единым с празднованием Пятидесятницы, благодатного схождения Святого Духа на апостолов, почему и чествовалось через 50 дней после пасхального Воскресенья.\

Только в IV веке Церковь постановила посвятить Вознесению отдельный день и отмечать его спустя 40 дней после празднования Пасхи. С тех пор эта традиция не изменяется и остаётся для верующих одной из наиболее почитаемых.

Богослужения, которые проводятся в церквях в этот день

 

Празднование Вознесения Господня длится 10 дней:

  • 1 день предпразднования, совпадающий с Отданием Пасхи в среду шестой недели по Пасхе;
  • 8 дней попразднества;
  • отдание праздника, то есть его окончание, приходящееся на пятницу седьмой недели по Пасхе.

Службы проводят священнослужители, облачённые в белоснежные одеяния, символизирующие божественный свет, озаривший Христа в момент Чуда Вознесения. В храмах совершают торжественную литургию, сопровождающуюся звоном колоколов, читают строки из Евангелия, посвящённые празднику.

Через 8 дней наступает отдание праздника. Оно отмечается богослужением. Проводится чтение тех же молитв, что и в первый день. Верующим в этот день следует обязательно посетить храм и принять участие в праздничной службе. Считается, что любая искренняя молитва, обращённая к Богу в праздник Вознесения, будет обязательно услышана и не оставлена.

Народные обычаи, связанные с Вознесением

В народе принято отмечать этот день — один из важнейших двунадесятых праздников.

Традиции Их выполнение
Ко дню праздника Вознесения Господня обычно готовят особые блюда. Хозяйки пекут пироги и «лесенки» — хлебцы продолговатой формы с семью перекладинками из полосок теста, выложенных сверху и символизирующих семь небес Апокалипсиса. Эту выпечку приносят в храм на освящение, а после службы угощают ею соседей и близких.
День следует проводить в семейном кругу, поминая усопших. Очень важно в этот праздник, исполнившись смирением, простить друг другу обиды.

 

Вознесение, наступающее на сороковой день после Воскресения Христова, совпадает обычно с концом весны и началом лета, сменой важных земледельческих сезонов. В прежние времена в народном календаре праздник наполнялся и аграрным смыслом. Значение слова «вознесение» зачастую воспринималось буквально как » восхождение«, «рост», «подъём». Такое толкование объясняет, почему многие народные приметы о погоде в этот день связаны с будущим урожаем. Считалось также, что все 40 дней после пасхального празднования природа оживала повсюду, где проходил Христос.

Для всех верующих смысл Вознесения, одного из главных двунадесятых праздников, наполнен радостью, ликованием и чувством приближения к Богу.

Источник:https://propaskhu.ru/drugie-prazdniki/40-den-posle-pashi.html

ВОЗНЕСЕНИЕ (40-й день после пасхи)

Созданная евангелистами земная биография Иисуса Христа заканчивается описанием сцены вознесения его на небо.

В честь вознесения Иисуса православная церковь установила один из своих крупнейших двунадесятых праздников. Отмечается он на сороковой день после пасхи (в четверг шестой недели) и поэтому твердой даты не имеет. Приходится он главным образом на май (от 1 мая до 4 июня по старому стилю).

Если в обоснование всех праздников, посвященных Иисусу Христу, православная церковь ссылается на соответствующие (хотя и противоречивые) указания канонических евангелий, то с обоснованием праздника вознесения дело обстоит гораздо сложнее. В евангелиях от Матфея и от Иоанна вообще ничего не говорится о вознесении. В Евангелии же от Марка об этом «событии» рассказывается очень туманно и неопределенно: «Наконец явился (Иисус) самим одиннадцати (ученикам), возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим его воскресшего не поверили… И так господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную бога» (гл. 16, ст. 14, 19). а этом рассказе не указано ни время, ни место вознесения, но, исходя из его смысла, можно полагать, что «произошло» оно в день воскресения, т. е. в первый день пасхи, из какой-то комнаты или помещения (ведь апостолы возлежали на вечери) в Иерусалиме. В Евангелии же от Луки о вознесении Христа сказано так: «И вывел (Христос) их (учеников) вон из города (Иерусалима) до Вифании и, подняв руки свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (гл. 24, стр. 50—52).

Так два автора канонических евангелий указывают, что вознесение Иисуса Христа произошло в день воскресения, т. е. на первый день пасхи, а не на сороковой после нее, как утверждают православные богословы. Поэтому церковная литература обходит стороной эти евангельские мифы и обосновывает происхождение праздника вознесения другими источниками.

Дело в том, что в Деяниях апостолов, написание которых приписывается тому же автору, что и Евангелие от Луки, в первой главе рассказывается, как Христос в продолжение сорока дней после своего воскресения являлся апостолам, беседовал с ними о царстве божием и повелел им оставаться в Иерусалиме до сошествия на них святого духа. На сороковой день «он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их… Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима» (гл. 1, ст. 11 —12). Несмотря на то что этот рассказ противоречит каноническим евангелиям, все же именно он взят христианской Церковью в обоснование праздника вознесения. Христианский миф о вознесении Христа, как и большинство новозаветных «историй», является продуктом заимствования из дохристианских религий.

Мифы о вознесении богов и героев на небо были широко распространены в эпоху возникновения христианства среди многих народов. У финикийцев, например, был распространен миф о вознесении на небо бога

Адониса, у греков — о вознесении героя Геракла и т. д. Мотив вознесения, тесно связанный с мотивом воскресения, был также во всех мифах древнего культа восточных умирающих и воскресающих божеств. По этим мифам, боги-спасители жили некогда на земле, страдал; умирали, были погребены и затем оказывались среди богов на небе.

Легенды о чудесном вознесении на небо использовались в Римской империи для обожествления император ской власти. Первым римским императором, о котором была создана легенда вознесения его души на небо, был убитый Юлий Цезарь. Душа его преемника императора Августа якобы тоже вознеслась.

Мотив вознесения на небо был не чужд и Ветхому завету. По библейским мифам, некто Енох и пророк Илия были живыми взяты богом на небо, т, е. телесно вознеслись.

Наконец, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, существовало еврейское народное сказание о последних днях жизни пророка Моисея. Согласно этому сказанию, на сороковом году после синайского законодательства (записи на горе Синай заповедей бога) Моисей почувствовал приближение смерти. Тогда он собрал народ и простился с ним, завещая всем бояться бога и исполнять его законы. Затем в сопровождении близких отправился на гору, где его вдруг окружило облако, в котором он скрылся.

Таким образом, у авторов христианской литературы было более чем достаточно материалов для заимствования не только идеи вознесения, но и многих технических деталей этого способа переселения на небо.

Сопоставив рассказ автора Деяний апостолов и народное еврейское сказание, приведенное Иосифом Флавием, мы найдем в них очень много общих моментов: прощальная беседа, предчувствие (предсказание) скорого ухода из мира сего, шествие на гору в сопровождении приближенных, поднимание рук к небу и чудесное исчезновение в облаке. Сорок лет проповеди Моисея превратились в сорок дней поучений и бесед Иисуса с учениками. Все это, конечно, не случайные совпадения, а явные заимствования.

Создав земной образ, земную биографию Иисуса — этого мифического богочеловека, сына божьего, посланного на землю самим богом-отцом для искупления грехов рода человеческого, авторы евангелий и другой раннехристианской литературы не могли по, вполне понятной причине закончить ее сценой казни Христа и похорон его в пещере. Такой конец низводил бы Иисуса до положения обычного смертного и не вязался бы с божественным, сверхъестественным содержанием предыдущих мифов о нем. Сама внутренняя логика новозаветных мифов толкала их творцов на создание необычного конца легенды о земной жизни Иисуса. Миф о вознесении был неизбежен, и он появился.

Где же надо искать его корни?

Дело в том, что при постепенном переходе от кочевого скотоводства к земледелию, а в связи с этим и к оседлому образу жизни, как мы уже говорили, изменялись быт, образ мыслей и религиозные верования людей. Изменялись и религиозные обряды, в частности обряды, связанные с культом мертвых. Например, народы, жившие в гористых местностях, стали хоронить покойников или оставлять тела умерших на вершинах гор, на холмах. Поступая так, люди верили, что тело, лежащее на возвышенности, может быть скорее замечено покинувшей его душой, душа может вернуться к нему и умерший оживет.

Погребение умерших на возвышенностях постепенно привело к появлению поверья о том, что горы, находящиеся ближе к небесам, вообще являются местопребыванием душ умерших. Отсюда недалеко уже было до формирования представления, по которому человек после смерти может с помощью сверхъестественных сил вознестись на небо, в облака. «Поэтому не удивительно, что среди возносящихся на небо богов древности мы видим Митру горного Ирана, Адониса Ливанского хребта, Геракла гористой Эллады, Илию богатого горами Ханана и др. Не удивительно и то, что мифический Иисус Нового завета возносится с вершины горы же, окутанный облаком, — далекий отзвук первобытного горного погребения» (Н. В. Румянцев, Вознесение, троица, духов день, 1930, стр, II).

Таковы истоки христианского мифа о вознесении.

Праздник вознесения установлен в христианской церкви только в VI в.

Занесенный на Русь вместе с христианством, празд ник этот в быту верующих широкого распространения не получил. Не слившись с народными производственными и бытовыми праздниками, вознесение так и осталось чисто религиозным, церковным праздником.

Богослужения на вознесение преследовали цель внушить верующим мысль, что во всех своих невзгодах и печалях они должны уповать на Христа, который уже сходил на землю специально для помощи страждущим. Он вознесся на небо и там является ходатаем за людей перед богом-отцом и шлет им оттуда свою небесную поддержку.

* * *

Все сказанное нами о праздниках, посвященных Христу, и прежде всего приведенные многочисленные противоречивые данные евангелистов и раннехристианских авторов о земной жизни Христа, наконец, путаница с датами — все это является еще одним звеном в целой цепи доказательства мифичности этой основной фигуры христианской религии.

Единственно правильным выводом, вытекающим из анализа праздников, посвященных Христу, является следующий. Иисус Христос — личность мифическая, не существовавшая ни в виде сына божьего, ни в виде исторического лица, а праздники, установленные в честь него, созданы христианской церковью путем заимствования, переосмысливания и поглощения ряда дохристианских, языческих праздников, обрядов и обычаев.

Источник:https://lit.wikireading.ru/36558

Оцените статью